Они бывают оранжевые. И белые, и синие, и желтые, и какие только не бывают! Оказывается, их окрас зависит от среды их обитания. Точнее, от ее преобладающего цвета. Самые мои любимые — это белые в красную полосочку. Просто голову от них теряю! С детства.

Это я о маяках. Теперь я ужасно много знаю о маяках! Шутка. Знаю только самое интересное. Как так вышло?

Все началось с того, что в августе 2015 г. Ольга Полякова с Александром Кимом и его Sputnik8.com придумали и запустили фестиваль экскурсий от местных для местных Открытая карта в Санкт-Петербурге. С тех пор фестиваль провели в Москве, Вологде и постоянно проводят в Нижнем Новгороде. В Санкт-Петербурге Настя Барсукова организует «Открытую карту» каждые два месяца, даже зимой, и привлекает от 150 до 1000 участников, формируя сообщество гидов и среду для обмена опытом. На экскурсиях показывают помойки и галереи, заброшенные заводы с богатой флорой, места современных протестов, устройство зимнего парусного спорта с Петровских времён и другие любопытные вещи. Гидом может стать любой житель города, которому есть, что рассказать.

1-2 июля 2017 г. в Петербурге прошла очередная серия таких экскурсий. Я люблю море (особенно смотреть на него с берега), поэтому из всех предложенных вариантов выбрала поездку в Кронштадт к маякам.

Страстно увлеченная маяками Настя Макарова, которую кое-кто из вас знает как музыканта группы Ступени, коротко, но емко рассказала о трудностях быта на одном из старейших маяков России — Толбухине. Маяк Толбухин был построен еще по указу Петра Великого недалеко от острова Котлин (на котором находится Кронштадт), и работает до сих пор. Сейчас на Толбухине служит целая семья смотрителей — пожилая пара и их сын. Прежний старенький смотритель утонул в море — работа на маяке вовсе не такая спокойная, как может показаться! Сложно жить, когда за продуктами нужно ходить на лодочке на большую землю, когда мало земли для огорода, когда все время дует ветер и шумит море, когда месяцами не с кем поговорить, кроме своей семьи, а море порой перекатывается через крышу дома… И это лишь малая часть того, о чем мы узнали за пять часов экскурсии! Настя рассказала нам о том, как появились маяки, чем они отличаются от навигационных знаков, о дамбе, о первом ледоколе Ермаке, рассказала, что сигналы маяков бывают звуковыми и световыми, показала морские ворота Петербурга и линзу Френеля в музее маяков в Кронштадте…

Я слушала её и удивлялась тому, как спокойно и радостно становится рядом с такими людьми — горящими своим делом. Я увидела, что Настя занимается маяками потому, что любит их, и проводит экскурсии потому, что хочет, чтобы другие люди узнали о том что их можно вот так любить. Думаю, за этим мы все и собираемся на такие вылазки — ведь об Александрийском маяке и башне Геркулеса можно прочитать и в Википедии, а отношение человека к своему делу можно почувствовать, только слушая его голос, глядя ему в глаза, читая его заметки, написанные сердцем.

Спасибо деятелям Открытой карты за то, что вы делаете город живым, напоминаете нам, что мы можем заботиться о среде, в которой живем, и что самое главное в жизни — любить свое дело и служить людям.

Автор статьи Валентина Зотова, главный редактор и корреспондент Газеты «Настоящая жизнь…» пространства Светлый мир.

Фотографировала Наталья Мухачева.

2016 © «Настоящая жизнь... Светлый мир» | Сайт сделан в Woomy